Вчера проходил у Аксиньи сеанс "Иносказания" - практики извлечения ответов на свой вопрос и познания оттенков своего настоящего времени и личности с помощью гибкого и многогранного поэтического текста. Хочу немного охватить полученный опыт и обязательно расскажу, какие выводы о своем внутреннем я сделал в ходе погружения в эту практику. Аксинья на встрече рассказала об интересном методе прогулки по городу "фланирование" - бесцельное блуждание и наблюдение за многолюдной городской жизнью. Я давно на курсе использую звуковые (вдохновила Соня Пигалова), цветовые, тактильные путешествия по городу, а в этом потоке попробовал вместе с участниками дополненную моими упражнениями карту прогулки Анны Родионовой, связанной с осознанием фильтров восприятия. Но всегда интересно расширить свой список практик хорошо позабытым старым. Фланировать по городу начал Бодлер, теоретически оформил этот метод Вальтер Беньямин в "Пассажах". Вот что пишет Бодлер ("Поэт современной жизни") о "фланёре": "Толпа — его стихия, так же как воздух — стихия птиц, а вода — стихия рыб. Его страсть и призвание в том, чтобы слиться с толпой. Бескорыстно любознательный человек, ненасытный наблюдатель испытывает огромное наслаждение, смешиваясь и сживаясь с людской массой, с ее суетой, движением, летучей изменчивостью и бесконечностью. Жить вне дома и при этом чувствовать себя дома повсюду, видеть мир, быть в самой его гуще и остаться от него скрытым — вот некоторые из радостей этих независимых, страстных и самобытных натур, которые наш язык бессилен исчерпывающе описать. Наблюдатель — это принц, повсюду сохраняющий инкогнито. Поклонник жизни делает весь мир своей семьей. Тот, кто движим любовью к жизни мира, проникает в толпу, словно в исполинскую электрическую батарею. Он подобен зеркалу, такому же огромному, как сама эта толпа; он подобен наделенному сознанием калейдоскопу, в каждом узоре которого отражается многообразие жизни и изменчивая красота всех ее элементов". В процессе прогулок по городу или на природе мы осознаем себя, находим новые источники вдохновения и учимся детскому удивлению перед неопознанностью и свежестью мира. Я давно расширяю мысль, что настоящее познание себя и окружающего происходит через вовлеченность во внешние события и чуткое отношение к пространствам, людям и вещам, которые по-особенному влияют на нас и вызывают больше всего эмоций, отражаясь с их помощью на нашей ментальной карте. Ги Дебор назвал похожусь прогулку по городу "дрейфом". В книге "Теория дрейфа" философ пишет: «Одной из основных ситуационистских практик является дрейф — техника быстрого перемещения сквозь разнообразные среды. Дрейфы содержат в себе игровое и конструктивное поведения, а также знание психогеографических эффектов и потому отличаются от общепринятых понятий путешествия или прогулки. В период дрейфа одна или несколько личностей на определенный период времени прекращают все отношения, бросают работу и прочую деятельность, теряют стимулы для активного существования. В это время субъект любуется окружающей местностью и наслаждается случайными встречами». "Фланирование" и "дрейф" в своей основе - городские, антропоцентрические практики, но современные обновления этих прогулок (акценты на звуках, соединяющие природное и техническое, цветах, тактильных впечатлениях, животном мире, как Кио Маклир и другие бёрдмены-орнитологи) говорят о интересе к выходу за границы человеческого. Художественное выражение "фланёрства" возвращается, например, в фильмах Ричарда Линклейтера ("Перед рассветом", "Бездельник" и др.). Мне кажется, сейчас, когда из-за вируса и изоляций мы потеряли контакт с жизненным течением, "фланёрство" способно вылечить эту травму и восстановить утерянные связи. А в созерцании пространства нечеловеческого и чуткости к нему мы можем почувствовать себя первооткрывателями и выразителями окружающей новизны. #атмосферные_медиумы

Теги других блогов: психология